История органов  прокуратуры и следствия

 

Указом Петра 1 12.01.1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора. «…Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Указом от Петра 1 от 27.04.1722 г. О должностях генерал-прокурора» устанавливались основные обязанности генерал-прокурора, которые носили «общенадзорный» характер – надзор за Сенатом (фактически управление им), законодательная инициатива, надзор за сбором казенных доходов, финансовой отчетностью. Прокуроры в коллегиях и надворных судах назначались Сенатом по представлению генерал-прокурора и подчинялись ему. Уголовное преследование не входило в компетенцию прокуроров. 

При преемниках Петра 1 должность генерал-прокурора фактически была упразднена. Однако Указом Анны Иоанновны от 02.10. 1730 г. прокуратура была восстановлена. «….Быть при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при коллегиях и других судебных местах – прокурорам и действовать по данной им должности». 21.05.1742 г. генерал-прокурором Трубецким Н. Ю. прокурорам было направлено циркулярное письмо, в котором излагались обязанности прокуроров по надзору за законностью разрешения дел о колодниках и челобитчиковым делам, надзор за деятельностью присутственных мест, надзор за расследованием и рассмотрением уголовных дел и рассмотрением гражданских (тяжебных) дел. В связи с упразднением Тайной розыскных дел канцелярии и созданием Екатериной II Тайной экспедиции фактическое руководство ею было возложено на генерал-прокурора. Тайная экспедиция осуществляла следствие и разрешение по существу политических дел. Приговор, вынесенный ею подлежал утверждению императрицей. При Екатерине II прокуратура достигла исключительного места в системе государственных органов. Наряду с надзорными функциями, генерал-прокурор осуществлял многочисленные управленческий функции – межевая экспедиция, финансовая отчетность по Синоду и губернскому управлению, государственное казначейство, ассигнационный банк). Детальная регламентация прокурорской деятельности на «местном уровне» закреплена в «Учреждении для управления губерний» 1773 г. В соответствии с ним в губернии при наместническом правлении, при верхнем земском суде, при губернском магистрате и верхней расправе учреждались должности прокуроров и стряпчих казенных и уголовных дел. На основании ст. 404 главы 27 Учреждений губернский прокурор и стряпчие осуществляют надзор за законностью рассмотрения и разрешения дел, законностью содержания и условиями содержания заключенных под стражу.

На основании Указа Александра I «Об учреждении министерств» от 08.09.1802 г. было учреждено Министерство юстиции, которое возглавлял министр юстиции, являвшийся одновременно генерал-прокурором. В соответствии с Циркулярным ордером Министра юстиции-генерал-прокурора от 26.09.1802 г. прокуроры обязаны были осуществлять надзор за законностью расследования уголовных дел, в том числе за объективностью расследования, неприменением истязанием, также прокуроры обязаны выявлять факты сокрытия преступлений. Манифестом «Об общем управлении министерств» от 25.06.1811 г. министр юстиции-генерал-прокурор уполномачивался назначать, перемещать и увольнять всех лиц судебного ведомства и прокуроров, учреждать и упразднять суды, осуществлять надзор за присутственными местами. По Своду законов Российской империи от 1857 г. прокуратура подразделялась на три уровня: - генерал-прокурор и его товарищ (заместитель); - обер-прокуроры при департаментах (12) и общих собраниях (3) Сената; - местные прокуроры – губернский прокурор, два губернских стряпчих и уездный стряпчий (прокурор). Основным звеном органов прокуратуры на местах являлись губернские прокуроры и подчиненные им губернские стряпчие для казенных и уголовных дел.  В Петербурге и Москве имелись должности стряпчих следственных дел (расследование должностных преступлений). Кроме в Петербурге имелась должность товарища губернского прокурора при городском полицейском управлении. Прокуроры в этот период осуществляли «общенадзорные» функции, надзор за расследованием и рассмотрением уголовных дел, имели право предъявлять иски, осуществляли надзор за законностью содержания и условиями содержания заключенных под стражу.

08.06.1860 г. именным Указом Александра II было утверждено «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве предоставляемых ей дознаний по происшествии». В соответствии с данными документами следственная часть была отделена от полиции. Должности судебных следователей учреждались в уездах и городах, они назначались, перемещались и увольнялись со службы Министром юстиции по представлению начальников губернии. Судебные следователи приступали к производству предварительного следствия по письменным требованиям судебных мест, губернского прокурора, стряпчих, городских и земских полиций, исправника и становых приставов уезда, где они состояли на службе. Исключительно суд, которому подсудно уголовное дело был вправе «остановить» и прекратить производство следствия, давать письменные указания следователю, рассматривать жалобы на его действия. Прокуроры же имели право требовать у следователей письменные сведения по уголовным делам только в случае поступления жалобы на неправильное задержание обвиняемого. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» ( раздел III ст.124) должности прокуроров учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. 

 

Пунктом 3 Декрета СНК РСФСР «О суде» от 24.11.1917 г. были упразднены институты судебных следователей и прокурорского надзора. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам было возложено на местных судей единолично. На основании пункта 8 этого же Декрета для производства предварительного следствия по делам против контр-революционных сил, по борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем прочими злоупотреблениями были учреждены при губернских или городских Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов особые следственные комиссии, причем все ранее существовавшие следственные комиссии были упразднены, а их дела были переданы в эти особые следственные комиссии. В соответствии с частью 6 Декрета №2 ВЦИК Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов «О Суде» предварительное следствие производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. На основании раздела Б Инструкции «Об организации и действии местных народных судов», утвержденной постановлением Народного комиссара юстиции от 23.06.1918 г. следствие по уголовным делам подсудным местному народному суду осуществлялось постоянным местным народным судьей единолично, а по более сложным  делам подсудным местному народному суду допускалось предварительное следствие, осуществляемое следственными комиссиями, избираемыми Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Статьями 28-39 Декрета ВЦИК «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г. предварительное следствие по уголовным делам, рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии. По остальной же категории дел суд ограничивался дознанием, произведенным милицией либо мог передать дело для производства предварительного следствия постоянному народному судье. В соответствии с «Положением о революционных военных трибуналах», утвержденным постановлением Революционного военного совета Республики от 04.02.1919 г.следствие по политическим делам и военного характера преступлениям, совершенным военнослужащими ведут военные следователи революционных военных трибуналов или чрезвычайные комиссии по борьбе с контр-революцией или военный контроль. «Положением о народном суде РСФСР» (ст.ст.28-38), утвержденном Декретом ВЦИК от 04.11.1920 г. предварительное следствие по делам, подсудным народным судам возлагалось на народных следователей, которые избирались и отзывались губернскими исполнительными комитетами Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, состояли в ведении Совета народных судей и действовали в пределах своего участка. Кроме того, отделы юстиции назначали с утверждения Наркомюста особых следователей по важнейшим делам, которые состояли при отделах юстиции. При Народном комиссариате юстиции состояли следователи по важнейшим делам, которые назначались Наркомюстом. «Положением о прокурорском надзоре», утвержденном постановлеием 3-й сессии ВЦИК 9 созыва от 28.05.1922 г. в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура, на которую в частности было возложено непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов ГПУ. В соответствии с главой 5 «Положения о судоустройстве РСФСР», утвержденном постановением ВЦИК 4 сессии 9 созыва от 11.11.1922 г. функционировали народные следователи при следственных участках – народные следователи; следователи при губернских судах – старшие следователи; следователи при Верховном Суде и отделе прокуратуры Наркомюста – следователи по важнейшим делам. На основании Конституции СССР от 31.01.1924 г., утвержденной 2 Съездом Советов СССР (глава 7 ст. 46) учреждена должность Прокурора Верховного Суда СССР на которого возложена обязанность дачи заключений  по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховным Судом СССР, поддержание обвинения в Верховном Суде СССР, опротестование решений Верховного Суда СССР и надзор за закономерностью действий ОГПУ. В соответствии с  «Положением о судоустройстве РСФСР» от 19.11.1926 г. с изменениями, внесенными постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 03.09.1928 г., при губернском прокуроре учреждены должности старших и народных следователей. Старшие следователи назначались постановлением Наркомюста по представлению губернского прокурора, а следователи по важнейшим делам назначались и увольнялись Прокурором Республики.  20 июня 1933 г. постановлением ВЦИК и СНК учреждена Прокуратура СССР. Главой 9 Конституции СССР 1936 г. учреждена должность Прокурора СССР, назначаемого Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Республиканские, краевые, областные прокуроры назначались на должность Генеральным прокурором СССР соком на пять лет.  Районные и городские прокуроры назначались на должность республиканскими, краевыми, областными прокурорами с утверждения  Генерального прокурора СССР. 

В соответствии со статьей 3 «Положения о прокурорском надзоре в СССР», утвержденном 24.05.1955 г. прокуратура осуществляла «общий» надзор, надзор за следствием и дознанием,  надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов; надзор за законностью исполнения приговоров; надзор за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

На основании Закона СССР «О прокуратуре СССР» от 30.11.1979 г. прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; осуществляла расследование преступлений, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Прокуратура в период с 1722 г. по 1860 г.г. осуществляла все отрасли прокурорского надзора – «общий надзор», надзор за cледствием и дознанием, надзор за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах, надзор за  законностью содержания и условиями содержания заключенных под стражу, имела право предъявлять иски, рассматривать жалобы. С 1860 г. по 1917 г. полномочия прокуратуры были урезаны и сведены  к надзору за cледствием и дознанием, надзору за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах и надзору за законностью содержания и условиями содержания заключенных под стражу. «Общий надзор» был фактически ликвидирован.  С 1922 по 1955 г.г. прокуратура была наделена правом осуществлять надзор за cледствием и дознанием, надзор за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах и надзор за законностью содержания и условиями содержания заключенных под стражу, права осуществлять  «общий надзор» она не получила и лишь с 1955 г. он был возрожден.

При этом следует отметить, что в период с 1722 по 1802 г.г. прокуратура была самостоятельным государственным органом, возглавляемым генерал-прокурором, а с 1802 по 1917 г.г. она существовала в структуре Министерства юстиции и возглавлялась министром юстиции-генерал-прокурором. С 1917 по 1922 г.г. прокуратура, как государственный орган, отсутствовала в системе государства. С 1922 по 1933 г.г. прокуратура функционировала в составе Народного комиссариата юстиции, а с 1933 г. и по настоящее время прокуратура функционирует как самостоятельный и важнейший государственный орган.

Предварительное следствие в РФ прошло следующие этапы: до судебной реформы 1860 г. предварительное следствие осуществлялось полицией, а с 1860 г. по 1917 г.г. – судебными следователями Министерства юстиции. С 1917 по 1920 г. г. предварительное следствие осуществлялось следственными комиссиями, постоянными местными народными судьями единолично; с 1920 г. по 1922 г. предварительное следствие производилось народными следователями, состоявшими в ведении Совета народных судей, а также  следователями по важнейшим делам, которые состояли при отделах юстиции и следователями по важнейшим делам, состоявшими при Народном комиссариате юстиции. С 1922 г. по 1928 г. функционировали народные следователи при следственных участках; старшие следователи при губернских судах; следователи по важнейшим делам при Верховном Суде и отделе прокуратуры Наркомюста. С 1928 г. при губернском прокуроре учреждены должности старших и народных следователей, в дальнейшем они преобразовались в следователей районных городских прокуратур (районное звено), следователей республиканских, краевых, областных прокуратур (областное) звено и следователей при Генеральном прокуроре СССР (данная должность была введена в 1946 г.). Следствие в органах прокуратуры функционировало в таком виде до 2007 г.

В соответствии с Федеральным законом « О внесении изменений в уголовно- процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон « О прокуратуре Российской Федерации»  от 05.06.07 . в структуре прокуратуры РФ был образован Следственный Комитет, который возглавляет Председатель, являющийся одновременно первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Каждое районное подразделение возглавляет руководитель. В штате подразделения имеются старшие следователи, следователи, помощники руководителя.

В соответствии с Законом следователями следственного управления будут расследоваться уголовные дела об убийствах, бандитизме, взятках, о преступлениях совершенных должностными лицами и другие.

В компетенцию руководителей следственных органов входит: дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; продление срока предварительного следствия.  

В то же время, в  соответствии с ст.37 УПК РФ прокурор уполномочен: осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия; утверждать обвинительное заключение.

© skp-efremov

Besucherzahler women of ukraine
счетчик посещений
Сделать бесплатный сайт с uCoz